Великая, или Страстная суббота
Последний день Страстной недели - Великая суббота. Вчера, в Великую пятницу в Церкви вспоминали распятие Христа и Его смерть на Кресте, которая произошла примерно около трех часов дня по нашему времени. А на следующий день в Великую субботу православная Церковь напоминает нам, как Иисус Христос телом был погребен, а душой сошел во ад (так и говорят: не "сошествие в ад", а "сошествие во ад").
О том, как происходило погребение Иисуса мы узнаем от евангелистов, и на нескольких важных моментах стоит остановиться отдельно. После того, как распятый Иисус испустил дух, Его тайный ученик по имени Иосиф Аримафейский просит у Пилата снять тело Иисуса с Креста, и Пилат позволяет. К Иосифу Аримафейскому присоединяется некто Никодим, принесший благовонные травы, чтобы умастить тело распятого Иисуса. Сам факт погребения был очень значим у евреев. По-видимому, и Иосиф Аримафейский, и Никодим были преданы Иисусу, раз, несмотря на риск, решились на погребение Того, Кого власти осудили на такую позорную смерть, как распятие.
Сняв тело Христа с Креста и обвив Его по обычаю иудеев пеленами с благовониями, Иосиф и Никодим отнесли Иисуса в новую гробницу, высеченную в скале, стоящей в саду недалеко от Голгофы. К дверям гробницы привалили большой камень. Иудейская знать - фарисеи и первосвященники, все еще боявшиеся даже уже и распятого Иисуса, помнили Его слова о том, что Он воскреснет. Поэтому они решили просить Пилата выставить к гробнице с телом Христа стражу - из опасения, что ученики Христа могут похитить Его тело с тем, чтобы представить народу все так, будто Иисус воскрес. Охрану выставили. Таким образом, гробница, где было захоронено тело распятого Христа, была привалена большим камнем, на камень поставили печать, и сам вход охранялся стражниками. Но тщетны были все человеческие предосторожности - ни камень, ни печать на нем, ни охрана не остановили воскресшего Христа. Когда на следующий за субботой день к месту погребения пришла Мария Магдалина, она увидела отваленный от входа в гробницу камень. Гробница была пуста. Христос Воскрес!
Но это приветствие: "Христос Воскресе!" будет звучать в храмах в ночь с субботы на воскресенье (ночное богослужение обычно начинается за полчаса до полуночи), в сам Светлый день Пасхи, а пока в день Великой субботы Церковь вспоминает погребение Иисуса и сошествие Его во ад. Именно в аду, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад и выводит оттуда души праведников.
В знак того, что в Великую субботу Христос телом находится в гробу, в центре храмов в этот день находится Плащаница - шитое изображение погребенного Иисуса, икона на ткани. Плащаницу вынесли в центр храма накануне, в Страстную пятницу, и находится там она будет до полуночи воскресенья - в знак того, что Иисус все это время телом находится во гробе. В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед Плащаницей читаются библейские пророчества. Как известно, задолго до рождения Богочеловека, пророки предсказывали и пришествие Спасителя в наш мир, и то, что Своею крестной смертью и Своим Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти. В ходе Божественной литургии Великой субботы есть удивительный момент - переоблачение священников из черных одежд в белые.
Это символ того, что "Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах, следующий: Своим крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за смертью Воскресением, Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. А значит, отныне в мире нет места трауру. Особенным знамением того, что произошло Воскресение Христа и Его победа над смертью, является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в день Великой субботы и является одним из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире. Все дни Страстной недели параллельно с напряженными богослужениями, идет и подготовка к встрече праздника Пасхи.
В субботу после Божественной литургии священники в храмах благословляют праздничную снедь: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, мясо, ветчину, с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения, как говорили наши предки, разговеться - то есть съесть непостную пищу. Праздничное пасхальное богослужение начнется в субботу поздно вечером, за полчаса до полуночи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит его в Храме Христа Спасителя, праздничное богослужение включает в себя крестный ход, пасхальную заутреню, с чтением знаменитого "Слова на Пасху святого Иоанна Златоуста" и Божественную литургию.