Тебе ведомыми путями спаси меня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня день памяти преподобной Марии Египетской. Её жизнь показывает нам путь, который проходит душа в своем возрождении, обращении к Богу.
Сквозь разные обстоятельства жизни Господь обращается к душе человеческой и говорит: «Се, стою при дверех и стучу, и, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3: 20). Бог постоянно обращается к нам.
И вот к человеку вдруг приходит осознание, что к нему обращается Бог, – как это было с преподобной Марией Египетской, которая, придя в храм, Божией силой не допускалась, не могла войти и поклониться Животворящему Кресту. И в этот момент она осознала, что препятствует ей в общении с Богом, увидела свое внутреннее состояние, свою искаженную греховными, страстными поступками жизнь.
В этот момент (когда человек осознает присутствие Бога в своей жизни, Который стучится, обращается к нему) в сознании человека рушится весь установившийся строй и порядок недоброй жизни, направленной на угождение себе и своим устоявшимся привычкам, и раскрывается перед ним другой лучший – Божественный порядок, который так живо отображается в сознании человека и так поражает его, – ярко показывая несоответствие ему и самого человека с его настроениями, и всего, чем он прежде жил и услаждался, – где начала, понятия, суждения, правила, привычки, порядки – всё было совершенно противоположным истинной жизни в Боге. Теперь в сознании человека видится недостойной вся прежняя его недобрая жизнь, рушится всё прежнее – худшее, и живо (ясно) представляется лишь новое – лучшее.
Дух Божий сокровенно действует на дух человека и приводит его в движение, восстанавливает в нем чувство, что только в Боге и с Богом жизнь, что Бог есть, всё содержит. Всё это пробуждает нашу совесть, которая является свидетелем наших дел и чувств.
Такое осознание, отражаясь, отзываясь в сердце человека, рождает в нем чувство сожаления, что довел себя до такого недоброго состояния и что так низко опустился, недовольство собой, что мог многое не допускать, да не хотел, появляется глубокое убеждение в том, что человеку не следует быть таким, необходимость выйти из такого состояния внутреннего разлада и некоторое предчувствие лучшей жизни и лучшего состояния. Внутри человека слышится: «Как мог? Как допустил себя до этого? Смотри, куда зашел? Не туда идешь ты – смотри же, возьми меры ко спасению».
В человеке происходит перемена жизни на лучшее, он полагает в своем сердце твердое решение оставить прежние недобрые дела и привычки и начать жить по заповедям Божиим, решает, чтобы ни случилось в его жизни стоять на стороне Бога.
Но привычки недоброй жизни вокруг еще настолько живо дают себя знать,что это не дает ощутить полноты жизни в духе. Со временем приходит это чувство жизни о Господе и сопровождается радостью жизни. Но продолжается оно не всегда постоянно, а идет переменчиво и бывает прерывается.
Когда обратился человек на сторону добра, готов вступить на этот путь, готов ходить в добрых делах по Богу; то в это мгновение вся бездна зла, скрывавшаяся в сердце, поднимается, и стремится опять покрыть всю душу – все эти немощи поднимают тревогу – сильную и смутительную. Помышление за помышлением, движение за движением поражают бедного человека и тянут назад, нападая без всякого порядка, со всех сторон охватывают душу. Всё доброе у человека держится как бы на волоске и сам он поминутно готов оторваться от того, чем держится, и снова вернуться к прежней жизни, из которой пожелал выйти. Одно спасает его – легкость, радость, утешение, которые ощутил он в тот момент, когда обратился к Богу, и та крепость, которую почувствовал, когда сказал, в сердце: «Итак, сейчас начну» – менять свою жизнь к лучшему.
Преподобная Мария Египетская семнадцать лет провела в пустыне, борясь, как с дикими зверями, с безудержными страстными желаниями. Как говорила она: «Только соберусь вкусить пищи, тоскую о мясе, о рыбе, которых много в Египте. Тоскую о вине, столь мною любимом, пока жила в мире. Вселялось в меня мучительное, непреодолимое желание разгульных песен, сильно смущавшее меня и внушавшее петь песни, которым когда-то научилась. Огонь нечистых желаний загорался в несчастном сердце моем и всю сожигал».
По слову святых, на некоторых враг с первых же дней нападает со всей силою и стремительностью, так что начавший исправлять свою жизнь теряется. Куда он ни обратится, всё против: и в мыслях, и в чувствах, и во всём окружающем видится только одно такое, что идет против добрых намерений, и ничего благоприятного. Делает это враг затем, чтобы побудить человека оставить свои благие добрые намерения и возвратиться обратно – к жизни беспечной и невнимательной.
Да, приступит человек работать Господу, и всё это восстанет на него. И добро бы это были легкие какие-нибудь помышления, а то нет: они проходят до глубины души, поражают и тянут на свою сторону так, как если бы кто зацепил крючком за живое тело и тянул к себе.
Душа в этот момент колеблется, ее охватывает смятение, хотя она еще цела, невредима, не отступила от своего доброго намерения, поддерживаемая силою Божией. Вот почему теперь следует ей взывать к Богу усиленно – враг схватил и поглотить хочет. Господь видит нужду и труд – и подаст руку помощи, поддержит и укрепит.
Воля, желание, человека в своих действиях то склоняется к добру, то удаляет на пути к нему препятствия, то приступает к самому делу, и во всех этих проявлениях должна быть руководима и укрепляема особенными благими помышлениями, ценность которых определяется тем, что они склоняют к добру, пробуждают, оживляют наше расположение к нему, и делают доброе расположение господствующим.
Для преподобной Марии Египетской таким благим помышлением было живое упование на Божию Матерь.
И потому во время борьбы с греховными желаниями она укрепляла себя:
- то вспоминая милость Божией Матери, не отвергшей ее, «погрязшую во глубину зол», допустившей до поклонения Кресту. Эта милость и благодарность поддерживали преподобную во время тяжёлых греховных нападений;
- то напоминала она себе обет, который дала Богородице перед уходом в пустыню;
- то словно предстояла перед Поручительницей, явившейся ослушнице и грозящей наказанием за преступление (в случае согласия с одолевавшими помыслами вернуться к прежней разгульной жизни).
Всегда преподобная Мария устремляла духовные очи к Поручительнице (Божией Матери), прося помощи. Ее имела она Помощницей и Восприемницей покаяния. И как говорила сама преподобная: «Так прожила семнадцать лет среди тысячи опасностей. С того времени и поныне Заступница моя Богородица во всем мне помогает и словно за руку ведет меня». «И когда помышляю о том, от каких зол избавил меня Господь, имею пищу нетленную, надежду на спасение», – то есть была полна бесконечной благодарности Богу и упования на Его силу и милость на будущее.
Так, от суеты до истинной христианской жизни, делом пройти – ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: «Господи, помоги!».
Святые отцы вступающим на путь духовной жизни говорят: готовьтесь к долговременной борьбе и не думайте, что всегда будем только торжествовать. Наоборот, часто придется только оттерпливаться, неся одну тяготу. Часто придется видеть, что при всем желании быть исправным прокрадываются и прорываются одни промахи и ошибки. Знайте наперед, – говорят они, – что всё это в порядке вещей. Встретится – не ужасайтесь. И заранее это предвидя, не ожидайте впереди иного течения жизни, как среди всяких противлений, волнений и неудач. Не думайте, что задуманное вами легко придет в исполнение. Сколько препятствий и внешних, и внутренних! Бороться готовьтесь и все просите Господа, чтобы даровал нам силы всё выносить, что встретится неприязненного и мешающего. На себя не надейтесь. Всё упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами. Одним только запасайтесь – крепким мужеством, ни на что не смотря, стоять в начатом деле. Это одно теперь на всю жизнь должно быть положено и запечатлено твердою решимостью. А как пойдет жизнь, какие будут успехи и промахи, как встретят то другие – это всё отдайте на волю Божию. Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней.
Из опытов, описанных в житиях святых, видно, что Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые с искренним упованием посвящают Ему свою жизнь. Попускает Он и врагу действовать неприязненно, не отдаляя, однако ж, при этом и Своей помогающей десницы. Всё – Бог. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. И человек, идущий по пути духовной жизни, осознает их уже после, оглядываясь назад. Как важна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! То есть Тебе ведомыми путями спаси меня! А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное. Аминь.
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Источник: Сайт Московского Сретенского Монастыря