Паломническая поездка: Сергиев Посад
19 мая 2013 года воспитанники Воскресной школы и их родители возвратились из паломнической поездки по Святым Местам Подмосковья.
По Благословению и материальной поддержке Благочинного Северо – Западного Благочиния, настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери протоиерея о. Сергия Калаганова состоялась поездка по Святым местам (Радонеж, Хотьков, Троице – Сергиева Лавра).
80 человек были удостоены столь великой возможности, побывать в удивительной паломнической поездке. Невозможно выразить словами, какое чудо сотворил нам наш настоятель отец Сергий. Огромное ему за это, спасибо.
В основном в этой поездке дети и родители были в первый раз.
Детям была предложена обзорная экскурсия, взрослым паломническая экскурсия. Один час сорок минут продолжались эти экскурсии. Сколько интересного и познавательного услышали и увидели они.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.
Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях – 1308 год.
Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.
Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, на подсобном хозяйстве и скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и др.
На территории обители находится детский пансион для девочек-сирот. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.
Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.
Село Радонеж и церковь Преображения Господня
Радонеж – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Радонеж – это и само село, и расположенное в стороне от домов древнее городище в излучине речки Пажи. Наиболее ранние археологические находки датируются VIII-IX веками, благодаря найденным украшениям, которые принадлежали народности меря. В X–XIII веках на Радонежском городище выросло славянское поселение. На это указывает сам древний топоним «Радонеж» – форма личного славянского имени Радонег.
В XIV веке рядом с городищем стояло село Радонежское, упомянутое в 1336 году в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника – административный центр Радонежской волости.
В начале 1330-х годов в «весь, глаголемую Радонеж» переселилась семья ростовского боярина Кирилла. Здесь прошли последние годы мирской жизни боярского сына Варфоломея, в монашестве Сергия. По названию села Преподобного Сергия назвали Радонежским. В первой четверти XV века село превратилось в укрепленный городок Радонеж, центр небольшого удельного Радонежского княжества.
В 1422 году при Радонежском князе Андрее Владимировиче совершилось обретение мощей преподобного Сергия. Вскоре при участии князя в Троице-Сергиевом монастыре был построен белокаменный Троицкий собор – свидетельство тесной духовной связи Радонежа и обители преподобного Сергия. В конце XV в. городок Радонеж, присоединенный к землям великого Московского княжества, стал центром одноименного уезда, а затем волости. В Смутное время Радонеж был разорен и возродился уже в виде села Городок, входившеев состав Морозовской волости Дмитровского уезда.
В XIX веке в округу села
входили сельцо Глебово, деревни Антипино, Короськово, Новоселки, Репихово и
Рязанцы. В 1832 г. в округе проживало 750 человек, в 1927 г. –
809, сейчас 253 человека.В 1989 году селу вернули древнее имя.
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра (Свято-Троицкая Сергиева Лавра) — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России Русской Православной Церкви, расположенный в центре города Сергиева Посада Московской области. Основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским на холме Маковец близ реки Кончуры.
8 июля 1742 года специальным указом Троице-Сергиеву монастырю было присвоено почетное наименование Лавра.22 июня 1744 указом Святейшего Синода архимандриту Арсению предписано было именовать Троице-Сергиев монастырь Лаврою.
20 апреля 1920 года опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры» 31 мая этого же года последний раз звонили колокола перед многолетним молчанием. Лавра была возвращена Церкви в 1946 году. 20 апреля 1946, вечер Великой Субботы, – первый благовест «Лебедя» после закрытия обители в 1920 г.
В средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.
Драгоценная святыня Русской земли,
всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана Сергием Радонежским около
1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему
влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим
духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную
роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединении русских земель
вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый,
Пахомий Логофет и Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий
Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский.
Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве — Сергий,
сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой
городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы — Паже. После смерти
родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме
Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и
«церквицу малую» во имя Святой Троицы. Было это по одним сведениям—в 1337 году,
по другим — в 1345 году. Так началась история Троице-Сергие-ва монастыря.
Это было время, когда распри удельных князей и татарщина терзали Русскую землю,
когда «черный выход» — татарская дань — лежал тяжелым бременем на плечах
народа. Но зревшие подспудно в глубине Руси процессы уже готовили эпоху
национального Возрождения. По всей Залесской земле, подобно вспыхивающим
огонькам свечей во мраке, стали появляться уединенные монастырские обители,
которым суждено было сыграть большую роль в объединении Руси, в освобождении от
ненавистного татаромонгольского ига. И одной из первых таких свечей стал
монастырь преподобного Сергия, духовный оплот страны.
Вскоре Стефан покинул брата и ушел в московский Богоявленский монастырь.
Преподобный Сергий остался в одиночестве. Постепенно, через два-три года, вокруг
него собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в
пустыни один из первых на Руси монашеских общежительных уставов. Строгость
устава приняли не все монахи, часть из них ушла. Зато оставшиеся ученики Сергия
с жаром принялись за работу — возводить здания будущего монастыря. Средства для
этого дал смоленский архимандрит Симон.
Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого
возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с
небольшой церковью Св. Дмитрия Солунского над воротами. Позднее этот план —
четырехугольник келий и собор в центре — распространился на все русские
монастыри. Недаром впоследствии говорили, что св. Сергий был «начальник и
учитель всем монастырям на Руси».