Встреча детей Пролетарского района с благочинным Северо-Западного округа, отцом Сергием
1025 лет отделяют нас от события, значение которого трудно переоценить. Ведь не будь его, наша история, язык, традиции, геополитическая карта – словом, все, что составляет жизнь, было бы другим. Так что же произошло в преддверии переломного 988 года во время правления тогда ещё языческого князя Владимира?
Вообще-то всё началось гораздо раньше. В пятидесятые годы по Рождеству Христову самый первый ученик Сына Божьего апостол Андрей, величаемый за это Первозванным, прибыл в Корсунь. Там узнал он, что недалеко от города находится устье Днепра. Апостол захотел подняться вверх по этой великой реке, которую греки называли Борисфеном. Однажды, чуть выше середины течения реки, Андрей с учениками остановились под высокими горами:
– Видите ли горы эти? – сказал Апостол. – На них воссияет благодать Божья, будет тут город великий, и воздвигнет Бог много церквей.
И взойдя на горы эти, он благословил их и, помолившись, поставил крест.
А через пятьсот лет три брата и их красавица-сестра из племени полян действительно основали тут город. Старший из братьев Кий стал первым правителем града, названного затем его именем.
Ещё долгие годы после этого Киевская Русь оставалась языческой. Но крест Андрея Первозванного осенял её благодатью. По промыслу Божьему княгиня Ольга, разгромив своего заклятого врага – древлянского князя Мала, взяла на воспитание его дочку Малушу и сына Добрыню. А через десять лет Малуша вместе с княгиней приняла крещение в Царьграде и стала православной. Прошло ещё два года, и Малуша вышла замуж за сына княгини, подарив ей внука – будущего крестителя Руси Владимира. Поэтому летописец пишет об Ольге такими возвышенными словами: «Предвозвестница христианства на Руси, денница перед солнцем, заря перед рассветом, просиявшая, как луна в ночи, и вспыхнувшая среди язычников, словно жемчужина в грязи…».
Но, несмотря на это, Владимиру было непросто решиться на религиозную реформу. Он, как и его отец, Святослав Игоревич оставался язычником. Примерно в 987 году Владимир со своей дружиной появляется на Балканах в качестве союзника византийского императора-христианина Василия II. Это способствует расширению его политического кругозора и постепенно склоняет к решению принять крещение. Тем более что в обмен на военную помощь император обещает выдать за русского князя свою сестру Анну. Однако сразу возникают проблемы.
У князя Владимира было несколько жён и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император же не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным.
Однако скандинавское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. Для Владимира старшие сыновья были опорой его власти. Поэтому переговоры о браке закончились провалом, после чего отношения с Византией были разорваны.
Чтобы принудить греков к соблюдению невыполненного договора, Владимир, собрав войско, пошёл на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Затем Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением всё же отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали её вместе со священниками в Херсонес. И в этот ответственный Владимир внезапно ослеп. Но когда Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василий, Владимир тотчас, же прозрел. Это чудо ещё более утвердило его в правильности принятого решения.
И хотя киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, Владимир понимал и великое государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли бы затеял такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Летописец утверждал, что не только православные, но магометане, иудеи и католики присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию своей веры.
Первыми пришли болгары-мусульмане, но когда князь узнал что по Корану правоверным нельзя пить вина, он сказал: «Руси есть веселие пити». Послы папы римского так же потерпели неудачу: их доводы показались надуманными и чопорными. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же сказали: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил по чужим землям». На что Владимир ответил: «И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других? Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества».
Наконец, греческий философ, прибывший последним, рассказал, вкратце, содержание Ветхого и Нового Заветов. Также он показал картину Страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Пораженный князь промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Креститесь, – отвечал греческий мудрец, – и будете в раю».
Но Владимир не торопился. Для проверки истинности слов проповедников, князь Владимир послал своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как всё обстоит на деле. Вернувшись, те с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой ортодоксии, или православия. Побывав на службе Цареградской Софии, они сказали: «Мы не помнили, где мы находились – на земле или на небе».
Эти слова решили дело, поскольку великий князь понимал – настоящее явление Божественного присутствия не может быть некрасивым.
Приняв окончательное решение, князь Владимир, прежде всего, крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного – Перуна – сбросить в Днепр, привязав к конскому хвосту. Тем временем духовенство во главе с митрополитом Михаилом, назначенным Константинополем управлять новой русской церковью, оглашало народ, то есть проповедовало православную веру.
Массовое же крещение произошло у места впадения в Днепр реки Почайны.«Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, сообщает летописец, – и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам».
Владимир же был рад. Он посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».
Продолжая политику христианизации державы, Владимир приглашает греческих мастеров для строительства храмов. С их помощью в Киеве был построен первый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Князь украсил её иконами, сосудами и крестами, которые взял перед этим в Херсонесе и поставил служить в ней тамошнего священника Анастаса Корсунянина.
Когда церковь была построена, Владимир вошёл в неё и вознёс такую молитву:
– Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад Свой. И сверши то, что насадила десница Твоя, – новых людей этих, сердце которых Ты обратил к истине познать Тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь Твою, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родившей Тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы.
И, помолившись, сказал он так:
– Даю церкви святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов.
И написал заклятие в церкви этой, сказав:
– Если кто отменит это, – да будет проклят.
И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства. И с того дня стали называть эту церковь Десятинной.
Так по промыслу Божьему на земле русской появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Под благодатным воздействием Православной церкви в жизни народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, умыкание девиц и другие прочие.
Церковь, развивающаяся в союзе с государством, стала источником великого культурного творчества. Своей духовной силой она содействовала объединению русичей, формируя их культурно-историческую общность и соборность, то есть единство людей, основанное на совокупной духовности и преданности общей родине. Православие способствовало приобщению языческой страны к тысячелетней христианской истории, показывало новые культурные и духовные ориентиры…
И в год празднования 1025-летия Крещения, мы явственно ощущаем свою причастность к великой и святой Руси, историю которой теперь творим мы – наследники наших православных предков.