Монументальная храмовая живопись. Следуя канону...
По благословению Высокопреосвященнейшего Зиновия, Митрополита Саранского и Мордовского сегодня полным ходом идет роспись храма Казанской иконы Божией Матери.
Храмовая роспись - это, своего рода, Евангельская проповедь, которая несет в себе богословский смысл и помогает верующим людям участвовать в Богослужении. Когда человек вдруг отвлечётся в мыслях от молитв, то взглянув на боговдохновенную храмовую роспись, сразу вернется к славословию Господа. С появлением на стенах храма ликов святителей, преподобных, святых, ангелов, архангелов, Пресвятой Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа храм становится частью Царствия Небесного на земле.
Если на неодушевленных стенах можно написать Образ Божий, то тем более этот Образ Божий должен быть изображен на нашей бессмертной душе. Если стены могут хранить изображение Неба, то тем более и мы должны хранить и беречь в себе изображение Неба и Царствия Небесного через Заповеди Божие. "Ибо Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21)
Храмовая живопись всегда отличалась сдержанностью, изящностью проработанных деталей, отсутствием показной эффектности. Милостью Божией мастера приносят своим творчеством славу и величие Господу. " Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш."
По благословению Высокопреосвященнейшего Зиновия, Митрополита Саранского и Мордовского, занимается росписью храма мастер иконописи Николай Головнёв.
Из беседы с Николаем Головнёвым:
- Скажите, пожалуйста, Николай, Вы - верующий человек?
- Конечно, хотелось бы таким быть, настоящим верующим человеком. Но без помощи Божией это невозможно. Поэтому мы молимся Создателю: "Верую, Господи! Помоги моему неверию!" (Марка9,24)
- Вы к вере пришли, когда начали заниматься храмовой живописью или раньше?
- Раньше, сразу после армии. Так уж случилось, что по становлению моего внутреннего мировоззрения появились духовные поиски о вечном, о Высшем Сознании, о Боге Вседержителе. Где-то в потаенных уголках сердца возникали вопросы: "Господи, если ты есть, дай мне знать..." Моменты моей жизни стали складываться так, что я понял, что во всем есть неизреченный промысел Божий. Ничего случайного в жизни нет, и, когда ты молишься, начинаешь понимать, что происходит в твоей жизни то, о чем ты думал в самых глубоких потаенных уголках своего сердца, то, о чем ты чаял и на что надеялся. Присутствие Бога ты чувствуешь не через явные чудеса, которые требовали от Христа фарисеи и книжники, а через пришедших к тебе людей, обстоятельства, повороты жизни, через испытания, скорби и радости.
Потом пришла пора, когда я женился. Жена помогала приходить к вере, у нее есть этот стержень христианский, она из верующей семьи. Господь нам даровал троих детей, мы стараемся их воспитывать в любви к Богу, в православной вере.
- Николай, какой стиль росписи Вам более близок и как Вы учились этому искусству?
- Сам я сторонник «византийского стиля». Так сложились обстоятельства моей жизни: когда я поехал самый первый раз на роспись, мне доверили красить полоски в орнаменте. Я начинал именно с орнамента. Было это в посёлке Палех. Мало еще, что понимал тогда в настенной живописи. Были трудности, но я старался, пробовал пейзажи рисовать, мне, собственно, нечего было терять, получится - хорошо, не получится - значит не моё это дело. Попытка - не пытка. Постепенно стало получаться, но до ликов, конечно, долго дело не доходило, боялся.
- Иконы святых с молитвой надо писать?
- Обязательно с молитвой. Я знаете, как скажу: Бог на деле разум приставляет. Бойся, не бойся, а делать-то надо, надо стараться, если ты не будешь делать, значит это сделает кто-то другой. Поэтому тут думай-не думай, надо брать и делать. Вот пришел к вам в храм, коленки трясутся, а делать-то надо. Это лукавый сети расставляет, начинаешь сомнениями мучиться, неуверенность какая-то появляется, бывает и леность. В каждом храме свои искушения. Мне уже объясняли, что это связано с моей работой. Да, видимо так и есть. Постоянно идет борьба с темными силами и нечистью. Мы в силу своей человеческой немощи делаем ошибки, грешим. Но обратишься с горячей молитвой ко Господу - и всё сразу ладится! Враг как ни крутит, но Господь-то сильнее! Начинаешь с Божией помощью работать и такое творческое удовольствие получаешь от процесса. Потом, когда леса убираешь и удивляешься, какой большой объем работы сделан и какая красивая роспись получилась. Во славу Божию! Дивны дела Твои, Господи!
- Николай, в каком стиле будет расписан храм?
- Владыка Зиновий благословил писать ближе к русской живописи, поэтому мы придерживаемся «русско-византийского стиля» в росписи храма. Наши специалисты - это представители Владимиро-Суздальской, Палехской, Новгородской иконописных школ. Главная наша задача - это сделать максимально хорошо и грамотно, чтобы роспись храма была красива и убедительна.
Роспись будет выполнена в лаконичном стиле, спокойный ровный тон стен подчеркнет красоту и значимость росписи в орнаментальном обрамлении. Это художественное решение должно помочь верующим сосредоточить внимание в молитве на храмовые монументальные иконы и многофигурные композиции евангельских тем.
- А какие цвета для росписи выбираются, есть какие-то правила, каноны?
В Богородичном храме преобладают голубые тона, и тут уже никак не будут выбраны зеленый или темно-синий тона. По одеждам, по жестам, позам мы определяем, образ святого на иконе.
- При выборе сюжетов для росписи и их расположении чем Вы руководствуетесь?
- Существуют каноны, правила, где и что должно располагаться по иерархии. В алтаре обычно образа святителей пишут, Пресвятая Троица, в куполе - Пантократор — Вседержитель. В иконографии это обычно поясное изображение Христа в центральном куполе храма, благословляющего правой рукой, в левой держащего Евангелие и окруженного ангелами.
В храме Богородичном мы будем в центре располагать Богородичные сюжеты, вот здесь наверху будет большая композиция Успение Пресвятой Богородицы, в алтаре на сюжеты Благовещения.
На столбах храма будет роспись святых. В притворе храма, в так называемых "карманах" сюжеты поучительные из Евангелия, "Страшный Суд". В левом "кармане" притвора храма мы изобразили разбойников по толкованию святых отцев в виде нечистой силы. Здесь показывается путь человека, который идет по жизни от юности с лавровым венцом, когда у него всё хорошо, благополучно, но далее на него нападают греховные страсти в виде бесовских сил, которые терзают душу и тело, снимают с него одежду духовную. Человек под действием этих страстей изнемогает, падает, но Всемилостивый Господь взваливает его Себе на плечи и помогает подняться и идти праведным путем.
В правом "кармане" притвора, на западной стене храма будет расписан сюжет Евангелия о богаче и нищем Лазаре. Богач будет изображен в гиене огненной, продолжая тему Страшного Суда, а также поучительный сюжет притчи о десяти девах. Всё пока в процессе подбора сюжетов. Объем работы большой, но с помощью Божией всё управится.
- Благодарим, Николай, за интересную беседу! И в финале нашей беседы сакраментальный вопрос: Вы счастливый человек?
- Да! Каждый, кто нашел Бога, счастлив. Надо просто меньше обращать внимания на суету, распри и вспоминать слова преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя и будет с тебя».